Встреча с испанскими робототехниками из PAL-Robotics

TeamPalRoboticsВ начале июня мне удалось встретиться с нашими коллегами-робототехниками из далекой Испании. Компания PAL-Robotics, которую я посетил в Барселоне, была основана в 2004 году, и начала свою деятельность с амбициозного проекта, посвященного разработке шагающего человекоподобного робота. С тех пор, инженеры компании создали уже целый модельный ряд подобных машин, включая и вполне успешный коммерческий вариант — REEM.

Мой визит начался со знакомства с одним из отцов-основателей компании, электронщиком по профессии — Ориолом Торресом (на фото — второй слева, в нижнем ряду). Именно Ориол спроектировал и реализовал всю электронную начинку первого робота компании.

Сразу после обмена приветствиями, Ориол продемонстрировал мне серийную коммерческую модель REEM, один из экземпляров которой, кстати, трудится у нас на родине, в МГТУ им. Н. Э. Баумана.

reemREEM — это робот на замаскированной колесной платформе, с двумя руками и головой. Робот имеет рост 170см и вес 90кг.

Из технических характеристик можно отметить следующее:

  • REEM может перевозить груз массой до 30кг на задней платформе, и поднимать руками грузы массой до 3кг.
  • Скорость передвижения робота — 4км/ч.
  • Время автономной работы — 8ч.

Робот спроектирован для повседневной безотказной службы в течение многих лет. Это отличает его от Asimo Honda, более совершенного в плане технологии, но менее приспособленного для постоянного труда. Для решения задач отказоустойчивости, в свое время, в компанию были приглашены специалисты, много лет посвятившие себя разработке промышленной автоматики.

Еще одним важным технологическим преимуществом, о котором мне поведал Ориол, является модульная архитектура роботов REEM. Модульность означает, что узлы роботов максимально унифицированы и взаимозаменяемы. Во-первых, имея набор модулей можно легко конфигурировать робота по заданию заказчика. А во-вторых, владелец машины, к примеру, сможет легко докупить и заменить эффектор или всю руку целиком на вариант с другой функцией.

reem_user

Теперь что касается общения робота и человека. На груди REEM размещен сенсорный дисплей, с помощью которого пользователь может общаться с машиной. К сожалению, робот пока не умеет распознавать человеческую речь, и отдавать команды ему можно только через классический компьютерный интерфейс.

REEM может разговаривать, но опять же, пока только с помощью заранее введенных схем. Понимая всю серьезность этого недостатка, в компании сейчас активно ведутся работы по созданию программного обеспечения для распознавания речи, с привлечением академической среды.

Ориол также поведал мне о трудностях, которые им пришлось преодолеть на пути к полноценному коммерческому продукту. Большинство из них были решены с помощью их первого робота REEM-A, растерзанное тело которого я обнаружил в секретной части лабораторного комплекса.

reem-a

REEM-A является первым шагающим роботом, которого разработали те самые четыре человека. Именно с помощью этого «первенца» удалось в кратчайшие сроки накопить массу бесценного опыта по созданию шагающей платформы.

Будучи созданным в 2005-м, уже в 2006 году REEM-A принял участие в международном чемпионате RoboCup, где он занял первое место в соревновании шагающих машин. Там же ему удалось выйти в финал соревнования по пробитию «пенальти» по футбольным воротам.

REEM-B

reem-bПолучив достаточно опыта во время создания первой модели, и отточив ключевые технологии человекоподобной платформы, инженеры из PAL-Robotics принялись за создание новой шагающей модели — REEM-B.

Этот робот всё-еще находится в стадии разработки. Но уже сейчас он ходит заметно увереннее своего предшественника. Кроме того, REEM-B разработан на основе модульного подхода, как и его современник колесный REEM.

Что же умеют делать все эти роботы?

На данный момент, самый продвинутый в плане поведения REEM умеет следующее.

1. Распознавать и запоминать лица людей. В основе этой способности робота лежит как открытая библиотека OpenCV, так и собственные разработки.

2. Строить карту помещения, определять свое положение в нем, маневрировать. Для этого, на борту робота размещается масса ультразвуковых датчиков и два лазерных дальномера: один для построения карты, другой для детектирования ступенек.

3. Взаимодействовать с человеком через графический интерфейс. Специально для коммерческой модели REEM был разработан редактор этого самого интерфейса, в котором владелец робота может запрограммировать реакцию машины на команды пользователя.

4. Выполнять простые приказы, типа «подай руку», которые определяются заранее записанными алгоритмами движения.

Как видим, имея превосходную механическую платформу, роботы REEM пока не могут похвастаться таким же превосходным интеллектом. В этом плане, Asimo Honda значительно опережает REEM. Но как уже говорилось, Asimo — это прежде всего исследовательский проект, который, к тому же, ведет гигантская корпорация Honda аж с 1986 года.

Но амбициозные инженеры не стоят на месте. По словам Ориола, в ближайший год его компания планирует завершить работы над системами распознавания речи и самодиагностики. Также, ведется разработка системы захвата движения, что позволить вплотную подойти к созданию обучаемых  роботов.

Итог

В общем, я очень доволен что мне удалось заглянуть в PAL-Robotics, пообщаться с единомышленниками, потрогать своими руками настоящий hi-tech, узнать чем живут современные робототехнические компании. Надеюсь, что мы общими усилиями поднимем в своем городе робототехнику на достойный уровень, и пригласим наши новых товарищей из Барселоны к нам в гости.

Встреча с испанскими робототехниками из PAL-Robotics: 3 комментария

  1. Мне рассказали, что есть зависимость привлекательности робота для человека от того, на сколько он похож на робота или на человека (для антропоморфных роботов). Так вот, если робот похож на робота, то все в порядке. Если он очень похож на человека, то тоже хорошо воспринимается. А если он довольно похож на человека, но не совсем, то вызывает отторжение.
    Это так, на заметку 🙂 Учитывайете в дизайне такие вещи.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *