5-го февраля, в рамках проходящего сейчас в Уральском регионе фестиваля
Город Технотворчества, состоялось очередное соревнование по 3D-моделированию и 3D-печати среди школьников. Подобное мероприятие мы проводим уже второй раз.
На соревновании ребята должны воссоздать 3D-модель по чертежу или придумать конструкцию самим, а затем всё это распечатать на 3D-принтере и заставить работать. В прошлом году мы решили разбить детей на младших и старших. Первым предстояло сделать игрушку «Мужик и медведь». Это такие два персонажа, которые по-очереди стучат молотом по наковальне. Размеры при этом не регламентировались. У старших была задача по-сложнее. Нужно было изготовить механизм пантографа с приводом от серводвигателя MG995.
Задания
В этом году было решено не делать разные задания для младшей и старшей группы. Вместо этого, мы составили серию небольших заданий с разными уровнями сложности. Всего было шесть заданий:
- Воссоздать 3D-модель по чертежу.
- Воссоздать 3D-модель одноэтажного домика по эскизу (на фото ниже).
- Придумать дворовую игровую площадку, начертить её элементы. Желательно, чтобы элементы были подвижными (качели, карусели).
- Придумать механизм, стреляющий резинками. Дальность стрельбы оценивается дополнительными баллами.
- По представленному эскизу, сконструировать машинку на резиномоторе. Пройденное расстояние также оценивается дополнительными баллами.
В итоге, младшие ребята смогли сделать первые 2-3 задания, а старшие дошли до самых сложных. Эксперимент удался, так что в следующем году мы сделаем точно так же.
Проблемы и успех
Несмотря на весь прошлый опыт проведения разного рода 3D-печатных событий, мы допустили некоторые огрехи в регламенте соревнования, которые немного нарушили наши планы.
Одна из проблем заключалась в том, что в большинстве заданий не были указаны максимальные размеры объектов. Поскольку принтеров было меньше, чем участников, то появился риск того, что кто-то займет принтер на весь день и остальным не хватит времени на печать их моделей. Чтобы этого избежать, мы решили не печатать эти объекты, а оценить только чертежи.
Другая проблема крылась в последнем задании. Оно оказалось невыполнимым для старшеклассников, на которых и было рассчитано. Сделать полностью на 3D принтере работающую машинку на резиномоторе не получилось ни у кого. Собственно, даже собрать воедино все части никто не смог. Вероятно в следующий раз принесем дополнительно металлические компоненты, чтобы ребятам не пришлось придумывать миниатюрные, но прочные оси и думать о сборке конструкции без клея и болтов.
А вот резинометательное оружие сделали 3 участника. Причем испытания орудия на дальность стрельбы понравилось всем без исключения: и участникам и судьям! В следующем году сделаем больше подобных заданий.
Приемка работ
Судили в этом году три человека:
- Ирина Закирова — организатор фестиваля Город Технотворчества, человек, благодаря которому уже около 30 школ области теперь имеют на вооружении 3D-принтеры;
- Александр Малыш — молодой преподаватель колледжа, имеющий уже большой опыт работы не только с 3D-принтерами, но и с серьезным металлорежущим оборудованием;
- Олег Евсегнеев — ваш покорный слуга.
Заключение
Наше соревнование по 3D-моделированию по факту преобразовывается в соревнование по конструированию в целом, в котором 3D-принтер становится лишь одним из инструментов. В следующих заданиях мы обязательно добавим немного электричества, двигателей, и может быть замешаем всё это с Ардуино. Ведь главная наша цель состоит в том, чтобы научить ребят видеть и понимать все стадии создания новой технологичной вещи: от идеи до рабочего образца.