26 августа в детском лагере «Таватуй» недалеко от Екатеринбурга, завершилась научная смена для интеллектуально-одаренных подростков Свердловской области. Смену второй год подряд организует НКО Клуб нового образования под руководством Ирины Закировой. Соучастниками этого действа стали сразу два областных министерства и городской Дворец молодежи, который заведует лагерем.
Хакспейс MakeItLab в части своего образовательного проекта RobotClass тоже участвовал в проведении этого мероприятия. Мы привезли на смену немного железа, провели вводные лекции, помогли детям сформулировать идеи, а также благословили нашего резидента Александра Кормильцева на 20 дней в качестве куратора проектов 🙂
В этом году смена была посвящена индустрии 4.0. Понятие достаточно сложное для понимания взрослыми, не говоря уже о детях. Но нашей задачей было попытаться погрузить школьников в этот перспективный тренд, и в отдельные его технологии. Например, возьмем интернет вещей. Эта идея пронизывает все концепции будущего, включая киберфизические системы в целом и индустрию 4.0 в частности. Об этом непременно следует рассказывать сегодняшним школьникам, чтобы завтра они смогли работать уже в новом технологическом укладе.
Чему учились, что делали
Смена длилась 20 дней. За это время ребята прошли несколько тренингов, направленных на развитие творческих и лидерских способностей. Начали с тренинга лидерского поведения и командообразования. Результаты тренинга закрепили на веревочном курсе.

Чтобы достучаться до слушателя, включая членов своего будущего стартапа или инвесторов, необходимо уметь правильно говорить — владеть ораторским искусством. Этому ребят учил Артур Джалалов, бывший КВН-щик и известный в Екатеринбурге шоумен.

Еще одно испытание, которое прошли ребята — игра StarChallenge. Это такая ролевая игра на тему колонизации другой планеты с весьма сложным сценарием и правилами. Кому-то она очень понравилась, и было обидно, что время пролетело так быстро. Кто-то разочаровался, завязнув в правилах. Но все без исключения были в восторге от развлекательной части игры — битвы с инопланетными жуками. Кураторы в роли жуков, школьники в роли бравых колонизаторов.
Проекты
Собственно, ядром смены была проектная работа, тему которой ребята выбрали в первые дни лагеря. Темы получились самые разные, от концепции завода модульных смартфонов, до умной вентилируемой одежды. Практически во всех проектах присутствовали элементы электроники, так что пришлось попаять схемы и попрограммировать контроллеры.

Кто-то собирал конструкцию из водопроводных труб.

Кто-то печатал детали на 3D-принтере.

А кто-то даже шил!

Проекты велись под руководством семи отважных кураторов, которые все 20 дней не давали детям ловить ворон и отвлекаться от важного дела. А погода, надо сказать, вовсе не способствовала концентрации 🙂
За два дня до окончания лагеря все проектные команды должны были выступить с презентацией своего детища в формате научного stand-up. То есть все коротко, по-существу, максимально харизматично.
Вот некоторые из работ, представленные школьниками на научном стэнд-апе. Тренажер для отжиманий с подсчетом подходов и повторов.

Было несколько устройств, помогающих людям с ограниченными способностями. Вот к примеру макет коляски с нейроинтерфейсом. К сожалению, ребята с куратором не успели довести до ума управление именно мыслями, и чтобы успеть реализовали простое управление встроенным в шлем акселерометром.

Еще был шлем для слабовидящих, который измерял дистанцию до препятствий и сигнализировал об их приближении с помощью вибрации.

Два проекта были посвящены носимым технологиям. Умная одежда, которая в зависимости от температуры тела управляла специальными заслонками и давала тем самым человеку немного остыть. Незаменимая вещь в это жаркое лето! Второй проект — куртка для велосипедиста с сигналами поворота на спине.
Победителем же этой смены стал проект микрофермы. Мы не стремились за инновациями, так что большинство устройств уже имели аналоги в мире. Но сделанная руками школьников за 20 и без того напряженных дней гидропоника заслуживает уважения и признания.
Кто оценивал?
В качестве жюри были приглашены технари и гуманитарии из разных областей. Список получился весьма представительный. Проекты оценивали доктора и кандидаты физико-математических, биологических наук и философских наук, опытные инженеры НПО Автоматики, IT-специалисты. Все эти люди нашли время, чтобы по достоинству оценить проекты юных конструкторов и инженеров, за что им хвала и уважение!
По итогам экспертной оценки лучшими проектами были признаны:
III место: «Ультразвуковое видение для слабовидящих и слепых людей» и
«Chemical craft» — проект направленный на популяризацию химии через популярную игру
II место: «Нейроинтерфейс для управления инвалидной коляской» и
«Альтернативная игровая консоль для людей переживших инсульт»
I место: «Гидропоника», проект направленный на решение проблемы выращивания экологически-чистых продуктов в городских условиях.
В качестве приза, участники побеживших проектных групп получили путевки Всероссийский детский центр «Артек»! Вот они, будущие создатели 4-го технологического уклада:
- Аркадий Бывшев;
- Данил Новик;
- Диана Гараева;
- Иван Решанов;
- Ефим Шейнрок.
Смена 2017
Ровно через год самые активные и продвинутые в плане высоких технологий ребята поедут на очередную смену ТехноЛидер. RobotClass, разумеется, снова поддержит это событие!
Полезные ссылки
Сайт проекта технолидер
ТехноЛидер в Instagramm