Различные виды жидкокристаллических дисплеев часто применяются в DIY проектах для отображения символьной и графической информации. И если самые простые дисплеи умеют отображать только чёрное и белое, то более продвинутые могут работать с цветом.
Матрицы, используемые в ЖК дисплеях (TFT) бывают разных типов: TN, VA, IPS и пр. За этими буквами скрывается технология организации жидких кристаллов, от которой зависят разные параметры дисплея. Так, дисплеи с IPS матрицей отличаются большими углами обзора, более высоким уровнем контраста и точной цветопередачей. И на этом уроке мы будем работать как раз с таким дисплейным модулем от RobotClass.
Характеристики
- напряжение питания: 3,3 В;
- интерфейс: 4-проводной SPI;
- разрешение: 240 x 320 точек;
- контроллер: ST7789V2;
- размеры матрицы: 33,6 x 46,6 мм (2 дюйма по диагонали).
Для данного геометрического размера матрицы этот дисплей имеет достаточно высокое разрешение — 240×320 точек, поэтому при работе с маломощными контроллерами типа Arduino мы не сможем добиться от него быстрого отклика. Он будет подтормаживать. Для наших экспериментов лучше используем что-то более мощное, например, отладочную плату Графит-32S на основе модуля ESP32-S.
Список необходимых компонентов
Для выполнения всех экспериментов в данном уроке, кроме самого модуля IPS дисплея, потребуются: отладочная плата на ESP32 и немного проводов вилка-розетка. Необходимые компоненты можно добавить в корзину прямо здесь, и затем оформить заказ в нашем интернет-магазине.
Подключение
Дисплей подключается по интерфейсу SPI, а значит нужно соединить четыре сигнальные линии:
- SCK — синхроимпульс;
- MOSI — данные от контроллера (master out) к устройству (slave in);
- CS — выбор устройства (chip select);
- RS(D/C) — линия для передачи команд устройству;
- RST — сброс памяти дисплея,
- VCC — питание 3,3 Вольта;
- GND — земля;
- BK — контакт для контроля подсветки.
Графит-32S (ESP32-S) | 3V3 | Gnd | 15 | 33 | 27 | SCK/5 | MOSI/18 | — |
Дисплей IPS 0.96 RobotClass | VCC | G | CS | RST | RS | SCK | MO | BK |
Программа
Мы будем использовать самую лучшую на данный момент библиотеку для работы с ЖК дисплеями — TFT_eSPI (ссылка в конце статьи). Можно использовать и любую другую библиотеку с поддержкой контроллера ST7789V2.
Для правильной работы библиотеки TFT_eSPI сначала следует настроить файл конфигурации. Это необходимо сделать вручную, открыв в текстовом редакторе файл:
путь_к_библиотекам\Arduino\libraries\TFT_eSPI-master\User_Setup.h
Можно удалить всё содержимое этого файла и оставить только следующие строки:
#define USER_SETUP_INFO "User_Setup"
#define ST7789_2_DRIVER
#define TFT_RGB_ORDER TFT_BGR
#define TFT_WIDTH 240
#define TFT_HEIGHT 320
#define TFT_INVERSION_ON
#define TFT_MOSI 18
#define TFT_SCLK 5
#define TFT_CS 15
#define TFT_DC 27
#define TFT_RST 33
#define LOAD_GLCD
#define LOAD_FONT2
#define LOAD_FONT4
#define LOAD_FONT6
#define LOAD_FONT7
#define LOAD_FONT8
#define LOAD_GFXFF
#define SMOOTH_FONT
#define SPI_FREQUENCY 27000000
#define SPI_READ_FREQUENCY 20000000
#define SPI_TOUCH_FREQUENCY 2500000
Тестовый скетч для дисплея
Открываем стандартный пример из библиотеки TFT_eSPI под названием Arduino_Life. Это модель клеточного автомата, описанная впервые английским математиком Джоном Конвеем в далёком 1970.
В коде примера ничего менять не нужно, всё уже настроено в User_Setup. Для правильной работы библиотеки в Arduino IDE необходимо выбрать целевую плату «Node32s«. Загружаем программу на Графит-32S и наблюдаем.
Цвета
В следующей программе изобразим палитру. Используем функцию fillRect, которая рисует закрашенный прямоугольник.
В начале программы определим 12 цветов. Контроллер ST7735 использует 16 разрядов для хранения цвета точки, следовательно, нам потребуется переменная типа uint16_t, а вернее массив таких переменных.
#include <TFT_eSPI.h>
#include <SPI.h>
TFT_eSPI tft = TFT_eSPI();
uint16_t colors[12] = {
0x0000, // чёрный
0xFFFF, // белый
0xBDF7, // светло серый
0x7BEF, // серый
0xF800, // красный
0xFFE0, // жёлтый
0xFBE0, // оранжевый
0x79E0, // коричневый
0x7E0, // зелёный
0x07FF, // голубой
0x001F, // синий
0xF81F // розовый
};
void setup(void) {
tft.init();
tft.setRotation(3);
tft.fillScreen(TFT_WHITE);
byte color = 0;
for(byte y=0; y<2; y++){
for(byte x=0; x<6; x++){
tft.fillRect(2+x*26, 2+y*38, 26, 38, colors[color]);
color++;
}
}
}
void loop() {
}
На дисплейном модуле IPS 0.91 RobotClass матрица ориентирована так, что координата 0,0 находится в верхнем правом углу. Чтобы получить привычную для графических дисплеев систему координат с началом отсчёта в верхнем левом углу, повернем матрицу три раза по часовой стрелке с помощью функции setRotation.
Затем строим в цикле шесть прямоугольников с заданными в массиве цветами. Загружаем программу.
Полезные ссылки
Репозиторий GitHub библиотеки TFT_eSPI:
https://github.com/Bodmer/TFT_eSPI